Буллинг

Выделяют следующие специфические характеристики буллинга:
1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где он происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь всем сторонам конфликта: пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить, и травля носит систематический характер. Буллинг не происходит, когда два ученика с одинаковыми физическими возможностями спорят или борются, когда «подзадоривание» происходит в дружественной и игровой формах. Буллинг всегда преследует цель затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.
Существуют основные признаки буллинга, которые не позволят спутать его с другим видом агрессивного поведения и помогут его распознать. К ним относятся: намеренность, повторяемость и неравенство сил (дисбаланс власти в отношениях участников).
Таким образом, основными критериями буллинга являются:
1) Конфликт приобретает стабильные формы, упрочивается.
2) Из двух конфликтующих сторон одна (чаще всего это отдельный человек) оказывается в положении слабого.
3) Этот человек часто и на протяжении длительного времени подвергается нападками и притеснениям.
4) У этого человека почти нет шансов своими силами справиться с данной ситуацией.
ВИДЫ БУЛЛИНГА
Буллинг может быть прямым и косвенным (скрытым).
Прямой буллинг проявляется в виде:
- физической агрессии (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через социальный статус, религию, расу);
- вербального (словестного) буллинга (издевательства или запугивания с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.);
- социального буллинга/ изоляции (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).
Формами прямого буллинга также являются обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении), вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть), повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
Гораздо сложнее выявить проявление косвенного буллинга, который включает в себя такое поведение, как намеренное распространение слухов и негативной информации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу. Скрытый буллинг в виде бойкота, исключения из отношений более характерен для девочек.
С распространением интернет-технологий и массовой мобильной связи увеличилась виртуальная активность детей в социальных сетях. Так появился новый вид буллинга с использованием современных технологий общения – кибербуллинг – совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств.
Примерами кибербуллинга могут служить отправка жертве оскорбительных сообщений; передразнивания жертвы в режиме онлайн; размещение в публичном доступе личной информации, направленной на причинение вреда или унижения другого ребенка; ведение блогов или форумов в социальных сетях, целью которых является оскорбление и унижение жертвы, причинение ей психологических переживаний и страданий. В последнее время именно этот вид буллинга становится доминирующей формой агрессии. В кибербуллинге, в основном, участвуют старшие подростки и молодые люди, в равной степени мальчики и девочки.
Полезные материалы
Методическое пособие для педагогов школ и психологов
Методическое пособие для школьников. Травли нет
Шпаргалка для родителей "Как буллинг меняет детей"
Алгоритм для педагогов "Что делать, если заметили признаки травли"
Памятка для педагогов «Как выявить буллинг и реагировать на него»
Памятка для классных руководителей «Как предупредить появление буллинга в классе»
Памятка для школьников «Как вести себя, если вы стали свидетелем травли»
Памятка для школьников «Как вести себя, если вы стали жертвой травли»